В 224 г. н.э. вавилонский правитель Хусроу обязал указывать город, в котором производилось вино. Это первое свидетельство маркировки вин.
В Древней Греции вино продавалось в глиняных амфорах. Когда гончар делал сосуд — ставил семейное клеймо винодела. Позже была найдена амфора Корнелия, 51 г. н.э., где было нанесено: «Lun-Vet/A-III-R/X/M/Valeri Abinnerici / Cornelia». Это означало «вино собрано в убывающую луну сентября, трёхлетней выдержки, красное, произведено мастером Валерием Абинеричи дома Корнелия».
Первая бумажная этикетка
Изобретение бумажной этикетки — заслуга французского монаха Пьера Периньона: в начале XVII века он начал привязывать к горлышку бутылки плотный листок с информацией о напитке.
Pierre Pérignon. Статуя в здании «Moët et Chandon»
В XVIII веке начинается массовое производство стеклянной тары. Если раньше вино продавали в бочонках, то теперь в розничной торговли их заменили стеклянные бутылки. Привязывать этикетку было невыгодно: клей обходился дешевле пеньки. Так и появилась этикетка, которую мы знаем.
Нужно сказать, что бумага и печать на ней добрались до европейцев из Китая и добрались вовремя, сыграв огромную роль в истории развития винных этикеток. Информации на бутылке с вином становится больше, сведения детализируются.
Чем французские этикетки отличались от немецких?
В каждой стране формировались свои особенности дизайна этикетки. Во Франции (особенно на знаменитых марках шампанского) было принято наклеивать пышные этикетки, украшенные золотом, серебром, бронзой и синью (это самая дорогостоящая краска). В то время как в Германии даже к концу XIX века тевтонский дух не давал возможность дизайнерам развернуться. Этикетки печатались на простом прямоугольнике бумаги белого цвета чёрной краской готическим шрифтом. С информацией тоже была беда, никаких эпитетов вроде «великолепное» и «чарующее», только название вина и год производства.
Как менялась этикеточная мода
Как и с одеждой, Франция была и есть законодательницей «этикеточной» моды. Был период, когда на этикетках рисовали всё, что сердцу мило — и женщин, и цветы, и прочие радости жизни, к вину прямого отношения не имеющие. Со временем огромное разнообразие сюжетов свелось к нескольким основным мотивам.
Чаще всего на этикетках изображался замок или же семейный герб создателя, либо и то, и другое. Такой дизайн вызывает ассоциации с высоким качеством продукта и его многовековой историей. То есть старинные замки вытеснили с этикеток улыбчивых женщин во фривольных нарядах.
В ХХ веке этикетки становятся объектами прикладного дизайна, а некоторые экземпляры даже произведениями искусства. В разное время крупнейшие винодельни нанимали выдающихся художников, среди которых Сальвадор Дали, Михаил Врубель, Энди Уорхолл и многие другие.
Винная этикетка работы Сальвадора Дали
Сегодня этикетки превратились в предмет коллекционирования. Некоторые экземпляры стоят в тысячи раз дороже самих вин.
Арт-серия бутылок от 1800® Tequila
Бренд 1800® Tequila выпустил за последние годы две лимитированные арт-серии коллекционных бутылок текилы Essential Artists.
Были приглашены 9 художников: Jorge Alderete (Мехико), Jeremy Bacharach (Чикаго), Glenn Barr (Детройт), Will Chambers (Чикаго), Chris Dean (Детройт), Kim Dosa (Атланта), Josh Ellingson (Оклэнд), Hannah Stouffer (Оклэнд) и Urban Medium (Атланта). Каждый из них создал свой вариант креативного дизайна бутылки.
Коллекционеры
Коллекционирование чего бы то ни было — увлекательнейшее занятие. Существуют эфилабелофилы — собиратели винных этикеток, алкоминималисты — коллекционеры миньонов (маленькие бутылочки) с алкоголем и даже тегестологи — почитатели подставок для пива (бирдекелей). Но вот коллекционирование винных пробок до сих пор не имеет никакого официального названия, хотя пробководы всё равно находят время и место для общения и обмена объектами своего увлечения.
Интересно, что в дорогих европейских ресторанах есть правило — пробку от купленного вина сомелье презентует клиенту, очевидно, с этого и началось большинство коллекций.
Свежие комментарии